Кратко и по шагам
1) Определите налоговый режим и обязанности. Выберите или подтвердите применяемую систему налогообложения (общая, УСН, патент и т.д.) и перечень налогов, которые обязана платить компания.
2) Ведите учет на основании первичных документов
- сохраняйте и оформляйте первичные документы (счета-фактуры, накладные, акты, договора, платежные поручения).
- все расходы и доходы должны иметь подтверждающие документы.
3) Разделяйте бухгалтерский и налоговый учет. Бухгалтерский учет ведётся по правилам бухучёта, налоговый — по налоговому законодательству; делайте необходимые корректировки и налоговые регистры.
4) Ведите налоговые регистры и расчёты корректно
- фиксируйте налоговую базу, налоговые вычеты, амортизацию, облагаемые/необлагаемые доходы и т.д.
- документируйте все расчёты и основания корректировок.
5) Соблюдайте сроки сдачи деклараций и уплаты налогов. Формируйте ежемесячный/квартальный/годовой налоговый календарь и платите налоги вовремя, чтобы избежать штрафов и пени.
6) Проводите сверки и контрольные процедуры. Регулярно сверяйте данные бухучёта, банковских выписок и налоговых регистров; проводите сверки с контрагентами по НДС и задолженностям.
7) Обосновывайте расходы и операции. Храните договоры, акты выполненных работ, подтверждения оплат и иные доказательства экономической обоснованности операций.
8) Назначьте ответственных и настройте внутренний контроль. Закрепите за сотрудниками ответственность за налоги, проводки и сдачу отчетности; внедрите регламенты и проверочные листы.
9) Используйте подходящее программное обеспечение и консультантов. Автоматизация уменьшает ошибки; при сложных вопросах привлекайте налогового консультанта или аудитора.
10) Храните документы в установленный срок. Соблюдайте сроки хранения первичных и налоговых документов согласно законодательству.
Что важно помнить
- налоговое законодательство меняется — регулярно следите за обновлениями;
- при спорных ситуациях документируйте экономическую суть операций и сохраняйте все подтверждения.